Поделиться:

Взгляд на цвета и технику Леонардо да Винчи, использованные в его картинах.

Стиль и палитра Леонардо да Винчи

Возможно, мы никогда не узнаем, кем была Мона Лиза или о чем она улыбается, но у нас есть представление о том, как Леонардо да Винчи создал мрачное настроение и дымные цвета, которые добавляют ей очарования.

Поверхности, на которых он рисовал, и краски, которые он использовал

Леонардо рисовал на самых разных поверхностях. Иногда он использовал мокрую штукатурку или иногда рисовал на сухой каменной стене. Обычно он использовал масляные краски ручной работы, от измельченных пигментов. Позже он использовал темперу из яичных белков и работал на холсте, доске или, опять же, камне (если писал картины на стенах).

Как да Винчи использовал подмалёвок для создания настроения

Когда он начал рисовать, Леонардо сначала создавал детализированную маску нейтрального серого или коричневого цвета, а затем наносил свои цвета послойно за слоем прозрачной глазури сверху — используя ограниченный диапазон оттенков. Местами подмалёвок будет просматриваться через верхние слои, тонко помогая создать форму. Создание цветов с помощью глазури также дает картине глубину, которую вы не можете получить, применяя смешанный цвет к палитре.
По словам биографа Леонардо да Винчи Уолтера Айзексона, этот метод также «позволял ему воспроизводить светящиеся тона. Свет проходил через слои и отражался от грунтовки, создавая впечатление, будто свет исходил от самих фигур и предметов».

Цветовая палитра Леонардо

На его палитре были приглушенные землистые коричневые, зелёные и синие цвета в узком тональном диапазоне. Это помогло создать ощущение единства элементов в живописи. Никаких ярких цветов или контрастов для него, поэтому нет ярко-красного для губ Моны и синего для её глаз (хотя это не объясняет, почему у неё нет бровей!).

Использование теней и света в картинах да Винчи

Леонардо был мастером в «Кьяроску́ро» (итал. chiaroscuro, буквально — светотень). Эта методика использует контрасты света и тени «как метод моделирования для достижения иллюзии пластичности и трёхмерного объёма», согласно  Айзексону. «Версия техники Леонардо заключалась в том, чтобы варьировать темноту цвета, добавляя черные пигменты, а не делая его более насыщенным или богаче оттенком».

Сфумато

Мягкое, нежное освещение имело решающее значение для его картин. Черты лица не были четко определены или очерчены, а выражены мягкими смешанными вариациями тона и цвета. Чем дальше от фокуса картины, тем темнее и монохроматичнее становятся тени.

Новаторская техника Леонардо, заключающаяся в смягчении цветов и краев с помощью тёмных глазурей, известна как sfumato, от итал. sfumato — затушёванный, буквально — исчезающий как дым. Как будто все края затенены дымкой прозрачных теней или дыма. Согласно Айзексону, эта техника «размытия контуров и краев … это способ для художников визуализировать объекты так, как они кажутся нашему глазу, а не с резкими контурами». Как писал Леонардо в своих «Записных книжках»: «Ваши тени и огни должны смешиваться без линий или границ, как дым, теряющийся в воздухе».

Как выбрать краски для современной палитры да Винчи

Для современной версии палитры Леонардо выберите небольшой диапазон прозрачных землистых цветов, чьи средние тона похожи, плюс чёрный и белый. Некоторые производители выпускают серию нейтральных серых, идеально подходящих для подкраски тонов.

Оцените, пожалуйста, статью:

Средняя оценка: / 5. Количество оценок:

Поделиться: